Отдел абонементного обслуживания

Сапер

ВВЕДЕНИЕ

О выражении1 написано много сочинений, но еще

больше о физиогномике, т. е. об определении характера по­

средством изучения постоянных черт лица. Этого последнего

вопроса я здесь не касаюсь. Старинные трактаты2, по которым

я наводил справки, принесли мне мало пользы или оказались

вовсе бесполезными. Знаменитые «Лекции»3 («Conferences»)

художника Лебрена, опубликованные в 1667 г., представляют

собой одно из лучших старых сочинений и содержат несколь­

ко дельных замечаний. Другой, несколько устаревший труд, а

именно «Речи» («Discours»), прочитанные хорошо известным

голландским анатомом Кампером4 в период 1774-1782 гг.,

едва ли можно рассматривать, как заметный шаг вперед в этом

вопросе. Нижеследующие работы, напротив, заслуживают

самого полного внимания.

Сэр Чарлз Белл, столь прославившийся своими открыти­

ями в физиологии, опубликовал в 1806 г. первое, а в 1844 г.

третье издание своей «Анатомии и философии выражения»5.

Про него с полным правом можно сказать, что он не только

заложил фундамент этого предмета как отрасли науки, но и

воздвиг на нем стройное здание. Его труд глубоко интересен

во всех отношениях; он содержит живое описание различных

эмоций и замечательно хорошо иллюстрирован. Считается

общепризнанным, что его заслуга состоит главным образом

4 О ВЫРАЖЕНИИ ЭМОЦИЙ У ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ

в показе теснейшей связи между движениями выразительны­

ми и движениями, которые производятся при дыхании. Одно

из самых существенных положений, как ни кажется оно на

первый взгляд незначительным, заключается в том, что мыш­

цы вокруг глаз непроизвольно сокращаются, когда мы прила­

гаем усилие, чтобы произвести сильное выдыхательное дви­

жение с целью предохранить эти нежные органы от давления

крови. Факт этот, с любезной готовностью подробно исследо­

ванный по моей просьбе профессором Дондерсом из Утрехта,

проливает, как мы увидим впоследствии, яркий свет на мно­

гие из самых важных выражений человеческого лица. Заслу­

ги Чарлза Белла были недостаточно оценены или вовсе игно­

рированы многими иностранными авторами, но зато были

полностью признаны некоторыми из них, например Лемуа-

ном6, который совершенно справедливо говорит: «Книга

Ч. Белла должна побудить к размышлениям каждого — будь

то философ или артист, — кто хотел бы понять язык челове­

ческого лица, ибо книга эта представляет собой один из пре­

красных памятников науки о связи физических и духовных

явлений, хотя она и написана в легкой форме и в связи с рас­

смотрением чисто эстетических вопросов».

По причинам, которые мы сейчас укажем, сэр Чарлз Белл

не попытался развить свои взгляды так далеко, как это было

бы возможно. Он не попытается объяснить, почему различные

мышцы начинают функционировать при различных эмоциях;

почему, например, у человека, переживающего горе или тре­

вогу, внутренние края бровей приподнимаются, а углы рта

опускаются.

В 1807 г. Моро издал сочинение Лафатера о физиогноми­

ке7, к которому он присоединил несколько собственных ста­

тей, содержащих наряду с превосходными описаниями движе­



ний лицевых мышц также много ценных замечаний. Однако он

проливает очень мало света на философию этого предмета.

Например, говоря о нахмуривании, т. е. о сокращении мышцы,

названной французскими авторами sourcilier (Corrugator super-

cilii), он справедливо замечает: «Это действие мышц, сморщи­

вающих брови, представляет один из самых резких симпто­

мов тягостных и напряженных переживаний». Затем он при-

ВВЕДЕНИЕ

бавляет, что эти мышцы, в силу способа их прикрепления и за­

нимаемого ими положения, приспособлены «сжимать, кон­

центрировать главные черты лица, что соответствует всем

действительно глубоким и подавляющим страстям, всем тем

переживаниям, которые как бы заставляют тело предельно

сжаться, сократиться и уменьшиться, чтобы предоставить воз­

можно меньший доступ и малое пространство для воздей­

ствия угрожающих и навязчивых впечатлений». Тот, кто ду­

мает, что подобного рода высказывания могут пролить свет на

происхождение различных выражений, придерживается на

этот счет совершенно иного взгляда, чем я.

Из приведенной цитаты видно, что философия нашего

предмета продвинулась слишком незначительно, если она во­

обще продвинулась по сравнению с тем, чего достиг худож­

ник Лебрен, который, описывая в 1667 г. выражение страха,

говорил: «Бровь, опущенная с одной стороны и приподнятая с

другой, показывает, что поднятая сторона как будто стремит­

ся соединиться с мозгом, чтобы оградить его от зла, замечен­

ного душою, в то время как опущенная сторона, кажущаяся

вздутой, приводит нас в соответствующее состояние под вли­

янием духов (esprits), в изобилии направляющихся от мозга

как бы с целью прикрыть душу и защитить от зла, внушающе­

го ей страх; широко раскрытый рот столь же свидетельствует

о том, что сердце сжимается от прилива крови, и это влечет за

собой неизбежное усилие при всякой попытке сделать вдох,

приводящее к предельно широкому раскрытию рта и к изда-

ванию нечленораздельных звуков при напряжении голосовых

органов; в тех же случаях, когда мышцы и вены кажутся взду­

тыми, это означает, что духи посылаются мозгом именно в эти

части тела». Я счел нужным привести все эти цитаты, чтобы

показать образцы удивительной бессмыслицы, которую писа­

ли по данному вопросу.

«Физиология или механизм покраснения» д-ра Бёрджеса

(Dr. Burgess, «The Physiology or Mechanism of Blushing») по­

явилась в 1839 г., и на эту работу я буду часто ссылаться в моей

тринадцатой главе.

В 1862 г. д-р Дюшен опубликовал два издания in folio и in

octavo своей книги «Механизм человеческой физиономии»

6 О ВЫРАЖЕНИИ ЭМОЦИЙ У ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ

(Dr. Duchenne, Mecanisme de la Physionoinie Humaine), в кото­

рой он анализирует движения лицевых мышц, исследованных

с помощью электричества, и приводит в качестве иллю­

страций великолепные фотографические снимки движения

лицевых мышц. Он великодушно позволил мне скопировать

любое желательное мне количество фотографий. Некоторые

из его соотечественников отзывались о его трудах пренебре­

жительно или вовсе не замечали их. Возможно, что Дюшен

преувеличил то значение, которое имеет сокращение отдель­

ных мышц в акте выражения, ибо благодаря весьма тесной

связи мышц между собою, как в этом можно убедиться из ана­

томических рисунков Генле8, — лучших, сколько я знаю, до

сих пор не появлялось, — трудно допустить изолированное

действие этих мышц. Несомненно, д-р Дюшен ясно представ­

лял себе тот или другой источник ошибок, и так как известно,

что он успешно выяснил физиологию мышц руки, пользуясь

методом электрического раздражения, то вполне вероятно, что

в общем он прав в своих суждениях о мышцах лица. По моему

мнению, эта область знаний значительно продвинулась впе­

ред благодаря трудам д-ра Дюшена. Никто тщательнее его не

изучил сокращения каждой отдельной мышцы и образующих­

ся благодаря этим сокращениям складок кожи. Особенно зна­

чительны заслуги д-ра Дюшена в установлении тех мышц, ко­

торые меньше всего находятся под контролем воли. Дюшен

мало входит в теоретические рассуждения и редко пытается

объяснить, почему одни, а не другие мышцы сокращаются под

влиянием определенных эмоций.

Выдающийся французский анатом Пьер Грасиоле прочи­

тал в Сорбонне курс лекций о выражении. Этот курс был

опубликован (в 1865 г.) после его смерти по запискам под за­

главием «О физиономии и выразительных движениях» («De

la Physionomie efc des Mouvements d'Expression»). Это очень

интересный труд, полный ценных наблюдений. Теория автора

довольно сложная и, насколько ее можно выразить одной

фразой, заключается в следующем: «Из всех приведенных

мною фактов следует, что ощущения, воображение и даже

самая мысль, какой бы возвышенной и отвлеченной она ни

казалась, не могут совершаться, не вызывая соответствующе­

го чувства, и что это чувство выражается непосредственно,


3953060707602290.html
3953092088516683.html
    PR.RU™