Каролингское искусство (8-9 в.в.)

Меровингское искусство (5-8 в.в.)

Меровей I – вождь 1-ой королевской династии во Франкском государстве.

I.Архитектура – забвение римских традиций, упадок техники.

1. Гробницы с выдолбленными куполами.

2. Церкви по типу базилик, небольшие, грубые.


II.Живопись – книжная миниатюра (декоративность, яркий цвет; рукопись – драгоценность).


III.Художественные ремесла – «звериный стиль» (орнамент, узоры с изображением сказочных зверей) – украшения из драг. металлов, церковная утварь, оружие.


Каролингское искусство (8-9 в.в.)

Карл Великий – глава империи франков.

«Академия» монаха Алкуина – школа «свободных наук»: риторики, грамматики и прочих


.

I.Архитектура – монастыри, церкви-базилики, дворцы, укрепления.

II.Скульптура – изделия из слоновой кости.


III. Живопись – мозаики, фрески, миниатюра (свобода, динамика, орнамент, символы).


IV. Художественные ремесла – литье, чеканка, гравировка, эмаль.


9 век – смерть Карла Великого распад империи образование 3-х сильных государств: Франции, Германии, Италии.

Романское искусство.

Период феодальной раздробленности; сильнейшее влияние католической церкви; государства – отдельные враждующие поместья; стихия жизни – набеги и сражения, отсюда:

характерные черты романского стиля – воинственность + потребность самозащиты; покровители искусства – монастырские ордена, а исполнители (строители, живописцы, переписчики рукописей) – простые, суеверные люди из низших сословий.

I.Архитектура – основной вид искусства.

1. Романский город – укрепленное поместье – БУРГ + хаотическая городская застройка.

2. Культовые сооружения: храм – крепость Бога (суровая простота + тяжеловесная мощь); основной тип храма – 3-х нефная базилика с башнями и апсидой.

а) Вормский собор – геометризм, статичность, цельность масс, скромный декор.

3. Светские сооружения: замок – крепость рыцаря


пфальцы замки феодалов

императорские замки (башня - донжон+палас –

каменн. прямоуг. здание)

а) Императорский замок-дворец в Гессене.

б) Феодальный замок в Тракае.

II.Скульптура – душа средневековья, «каменная библия» для неграмотных; цель скульптурного декора – поучать верущих и украшать храм; художественные особенность – нарушенные пропорции, неуклюжесть, но выразительность и экспрессия; элементы «звериного стиля» (фантастические животные, резные узоры).



Застылость,

отвлеченность образов

наивность, экспрессия,

яркие характеры,

(рельефы дверей

ц. Св.Михаила в Гильдесхейме)

человечность, мягкость,

сдержанность чувств

(статуи собора в Шартре)

III.Живопись – книжная миниатюра: красочная, нарядная, но плоская, стилизованная, с обилием мелких деталей; нет перспективы, объема, искажены пропорции.

IV.Художественные ремесла – культовый характер (предметы церковной утвари: чаши, распятия, реликварии и т.п.)

Светское искусство: мебель, ткани, посуда.

Готическое искусство.

Готика (от названия германских племен готов, но неточное) – художественнный стиль, заключительный этап в развитии ср.векового искусства стран Западной Европы (сер.12-15в.в.); родина готики – Северная Франция.

Культовое искусство, т.к. главная идеологическая сила – церковь, отсюда – религиозная тематика, условность худож. языка, символы, аллегории.

Светское искусство, т.к. тесно связано с жизнью ср-век. города.

13-14в.в. рост городов, антицерковные, антифеодальные настроения, первые университеты – оплоты вольнодумия расцвет с\в культуры: светской литературы и поэзии, театрального искусства (мистерии и фарсы), музыки (многоголосые церковные гимны).

Важная черта готического искусства – единство легенды и реальности; приблизить к зрителю облик священного персонажа, осовременить его.

От стилизации, условности – к реалистическому изображению.

Периоды развития: ранняя (12 век)

зрелая (13-14 века)

поздняя, «пламенеющая» (15 век)

I.Архитектура – основной вид искусства.

1. Собор – синтез искусств (арх.+скульпт.+жив.+д.п.и.): сложное

арх. решение, целый мир скульптурных изображений (около 10.000 статуй), витражная живопись, многочисленные предметы церковной утвари;

- центр городской жизни (богослужения, диспуты, собрания, мистерии),

отсюда – длина собора около 130м., вместительность – до 9000 человек;

- символ Вселенной (сложность и противоречивость).

Каркасная конструкция собора (динамика, легкость, увеличенный интерьер).



Нервюры – ребра столбов или арок, принимающие на себя силу тяжести свода.

Аркбутаны – косые арки, передающие силу тяжести свода на наружные столбы.

Контрфорсы – мощные наружные столбы.

а) Собор Парижской Богоматери.

б) Часовня Сент-Шапель (2-х ярусная капелла и реликварий с венцом Христа).

в) Амьенский собор (h=145м.; готический Парфенон).

2. Градостроительство: центр – собор или замок ратуша (здание для работы городских властей),беффруа(дозорная башня и в монастыре) торговые ряды жилые дома(цеховые или артельные) мощные стены+проездные башни.

II.Скульптура – расцвет монументальной ск-ры (статуи, горельефы).

Застылые, столпообразные фигуры


Подвижность, отделение от стены

Физическая красота, духовность, чувства

Новые темы: материнство, душевная стойкость, мученичество

III.Живопись – условность, плоскостность, графичность.

1. Монументальная живопись – росписи алтарей (Восточная Европа)

2. Станковая живопись – картины на религиозные темы («Мадонна с младенцем», «Пьета», «Воскресение Христа»); портреты, пейзажи.

а) Ван Эйк - «Гентский алтарь»

3. Книжная миниатюра – «голос эпохи», галерея крошечных картин, ярких, сияющих, наивных, исторически точных; светские хроники и церковные книги (библия, завет)

а) Братья Лимбурги – «Часослов герцога Беррийского»

Страница – как готический храм; одноцветный фон орнамент . пейзаж; плоскость объем перспектива.

4. Витражи (vitre, франц. – стекло) – окна-картины из кусочков цветного стекла, скрепленных свинцовыми полосками; интенсивный, глубокий цвет, позднее – живопись по стеклу; большие площади (до 2600 кв метров, витражи собора в Шартре), «Готическая роза» над порталом собора.

IV.Декоративно-прикладное искусство – «золотой век» художественной промышленности;

от церковной утвари – светским предметам быта (мебель, зеркала, гобелены, шкатулки и прочее)

Общие характерные черты ДПИ: фантазия, мастерство, богатство декора.

а) Гобелены «мильфлёр»(миллион цветов – фр.) «Дама и единорог».

ГОТИКА – предвестие РЕНЕССАНСА.

1. Интерес к внутреннему миру личности.

2. Интерес и желание передать детали в реалистичной манере.

3. От безымянных художников – к художнику-личности.


3952075465055438.html
3952111202298114.html
    PR.RU™